Ресурсы

Наша группа ВКонтакте

Задача (что оценить, какую экспертизу провести):

Телефон*

Email



Дорожная экспертиза

 

Дорожно-транспортная экспертиза

 

Дорожно-транспортная экспертиза включает в себя комплекс научно-технических исследований обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области.

При рассмотрении судебных споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (в том числе в порядке регресса и суброгации), о возмещении ущерба возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия Правилам дорожного движения Российской Федерации, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причиненным ущербом.

Поскольку установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, суд назначает проведение экспертизы, которое связано с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.

При назначении экспертизы необходимо принимать во внимание, что доказательством по делу, рассматриваемому судом, является не экспертиза как способ исследования, а соответствующее экспертное заключение, составленное на основе проведенной экспертизы и подлежащее исследованию судом в совокупности с иными доказательствами, представленными в установленном законом порядке.

Выводы суда о наличии виновного поведения участника дорожно-транспортного происшествия должны быть основаны на исследовании всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с учетом выводов проведенной экспертизы.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются судьи при назначении дорожно-транспортной экспертизы, являются формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, подлежащих предоставлению в распоряжение эксперта. В то же время следует принимать во внимание, что объективность и полнота экспертного исследования в значительной степени зависят от полноты и достоверности исходных данных, предоставленных в распоряжение эксперта.

Наши специалисты готовы предоставить квалифицированную помощь и консультацию в подготовке материалов для судебной дорожно-транспортной экспертизы и постановке вопросов, которые будут поставлены перед экспертом.

Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы.

Эксперт-автотехник не вправе самостоятельно осуществлять сбор материалов для исследования в качестве объекта экспертизы. В его полномочия входит анализ сведений, содержащихся в представленных судом материалах и имеющих значение для составления экспертного заключения. Вместе с тем эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических, справочных данных, использовании технических нормативов, методик, ГОСТов, инструкций и иных материалов, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе.

При определении судом лиц, которым будет поручено проведение соответствующей экспертизы, необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые к специалисту (эксперт-автотехник), определенные Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России. Данный акт определяет следующие требования к квалификации.

Специалист по автотехнической экспертизе I категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник I категории» с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее 5 лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) II категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник II категории» с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трасологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее 3 лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник): высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительная подготовка по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее года.

Обращение к указанному справочнику должностей будет целесообразным и во избежание ситуации вынесения судом на разрешение эксперта вопросов, не входящих в круг его должностных обязанностей, перечень которых отражен в том числе в отношении эксперта-автотехника.

При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов, состоящих в различных экспертных учреждениях, в определении о назначении экспертизы указывается, на какое учреждение возлагается обязанность организации деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направляются исходные материалы.

В определенной степени проведение комплексной экспертизы может быть обусловлено необходимостью использования экспертом-автотехником в процессе проведения автотехнической экспертизы обстоятельств (сведений), подлежащих установлению в ходе проведения автодорожной экспертизы в отношении технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

В случае назначения повторной или дополнительной экспертизы в экспертное учреждение необходимо направлять заключения предшествующих экспертиз со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, послужившие основанием к ее назначению.

Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы

При проведении автотехнической экспертизы:

— с какой скоростью двигалось транспортное средство перед столкновением (торможением);

— на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;

— каков остановочный путь транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации при экстренном торможении в данных дорожных условиях;

— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности или обнаружения опасности в зоне видимости;

— имел ли водитель транспортного средства техническую возможность выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости;

— какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли его действия требованиям Правил дорожного движения;

— какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя транспортного средства с данным происшествием;

— каким должно быть безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля (автомобилем) при заданных исходных данных;

— каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении?

При проведении транспортно-трасологической экспертизы:

— каков механизм столкновения транспортных средств;

— каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;

— где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;

— каков механизм образования повреждений транспортных средств;

— могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

При проведении комплексной транспортно-трасологической экспертизы:

— возникли ли данные следы в результате воздействия колес транспортного средства;

— в каком направлении двигалось транспортное средство;

— каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы, какова модель шины;

— какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют особенности шин, отразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки и дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора);

— каков механизм образования исследуемых следов (удар, скольжение, волочение);

— в каком направлении с воспринимающей поверхностью двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения);

— какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы;

— какой частью транспортного средства нанесены повреждения;

— каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;

— каковы возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения;

— каково относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент столкновения?

При проведении товароведческой экспертизы:

— какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в материалах дорожно-транспортного происшествия?

При проведении технико-диагностической экспертизы

При исследовании технического состояния транспортных средств экспертом могут быть решены следующие вопросы:

— соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности движения;

— имеется ли причинно-следственная связь между возникшими неисправностями транспортного средства и дорожно-транспортным происшествием;

— какие обстоятельства могли способствовать возникновению выявленных неисправностей транспортного средства;

— имел ли водитель возможность своевременно обнаружить неисправность транспортного средства?

При этом в отношении конкретных узлов и агрегатов возможна постановка следующих вопросов.

1. По рулевому управлению транспортного средства:

— каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля на момент осмотра;

— соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям Правил дорожного движения;

— могли ли данные неисправности привести к потере управляемости транспортного средства в условиях данного происшествия;

— если неисправность возникла до дорожно-транспортного происшествия, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства?

2. По рабочей тормозной системе транспортного средства:

— работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля;

— соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям Правил дорожного движения;

— если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

— если отказ наступил до дорожно-транспортного происшествия, то не является ли это причиной данного происшествия?

3. По ходовой части транспортного средства:

— каково техническое состояние узлов ходовой части транспортного средства;

— могли ли данные повреждения возникнуть до дорожно-транспортного происшествия и не находятся ли они в причинной связи с происшествием?

При проведении судебной автодорожной экспертизы:

— какова обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги;

— каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия;

— имелись ли на месте дорожно-транспортного происшествия уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;

— каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей;

— была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

При проведении инженерно-психофизиологической экспертизы:

— мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед дорожно-транспортным происшествием дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить;

— мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

— мог ли данный водитель предотвратить дорожно-транспортное происшествие при исследуемых обстоятельствах?

Следует учитывать, что предлагаемый перечень вопросов не является исчерпывающим.

Возможностью автотехнической экспертизы является:

— установление того, как должны были действовать участники дорожного движения с точки зрения безопасности движения;

— оценка действий участников дорожного движения с точки зрения их соответствия техническим требованиям Правил дорожного движения;

— установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;

— определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;

— определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортными средствами в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем торможения;

— определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути; другие вопросы более частного характера.

В ходе транспортно-трасологической экспертизы возможно решение следующих задач:

— определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к дорожно-транспортному происшествию объектов до столкновения (наезда);

— определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент столкновения (наезда);

— установление места столкновения (наезда);

— установление механизма дорожно-транспортного происшествия;

— установление конкретных транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

При проведении автотовароведческой экспертизы определяется:

— реальная (фактическая) стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Технико-диагностическая экспертиза позволяет:

— выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

— установить соответствие технического состояния транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

— установить причинно-следственную связь между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельства, способствовавшие возникновению неисправностей;

— установить возможности своевременного обнаружения неисправностей до дорожно-транспортного происшествия.

Судебная автодорожная экспертиза позволяет определить:

— техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Как самостоятельный вид экспертизы инженерно-психофизиологическая экспертиза направлена на решение следующих задач:

— установление возможности своевременной оценки водителем опасной ситуации;

— установление времени реакции водителя в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию;

— установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации;

— установление возможности неправильного восприятия водителем создавшейся перед дорожно-транспортным происшествием дорожной обстановки;

— установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом психофизиологического воздействия на него внешних факторов.